При покупке

          нового

     бильярдного

    стола на плите

Успешный удар по битку

Перед тем как наклониться вперед, решите для себя: какой удар вы собираетесь выполнить, где находится точ­ка соударения битка с прицельным шаром, с какой силой и с какой подкруткой нанести удар по битку. Отбросьте сомнения. Примите хоть какое-нибудь решение, иначе результат удара ничему вас не научит. Если по какой-то веской причине вы изменили свое решение, выпрямитесь и начните все сначала.

Как только вы выбрали линию прицеливания, при­мите удобную стойку, поставьте надежный кистевой упор и положите левую руку на стол. Убедитесь в том, что ваша голова находится непосредственно над кием и вы можете свободно двигать им назад и вперед.

Придвиньте наклейку по­ближе к битку, на расстояние примерно одного сантиметра. Тогда в момент удара вам не придется делать выпад, как в фехтовании. Сориентируйте кий вдоль линии прицеливания. В случае необходимости скоррек­тируйте стойку, хватку и кисте­вой упор. (Здесь и далее я пред­полагаю, что вы хотите играть в меру своих способностей, а не для того, чтобы просто про­вести время.) Сделайте пару разминочных маховых движений, чтобы почувствовать, с каким ускорением следует послать кий вперед. Как только вы убедились в том, что сила удара и подкрутка подобраны правильно, сделайте еще несколько разминочных маховых движений, сконцентрировав внимание на точке прицелива­ния и внося окончательные коррективы. Как только вы по­чувствовали, что «поймали цель», «пристрелялись» или, как говорят, «накатали колею», сделайте еще один или два рит­мичных замаха, после чего нанесите плавный удар с сопро­вождением битка вперед, сохраняя кистевой упор в течение одной-двух секунд.

Если вы склонились над столом, не мешкайте. Челове­ческий глаз не может слишком долго фокусироваться на одной точке, то же относится и к соответствующим участ­кам головного мозга. Не суетитесь, но и не растягивайте время. Выберите точку прицеливания, сделайте несколько плавных и уверенных разминочных маховых движений и наносите удар. Понаблюдайте за игрой признанных масте­ров, и вы заметите, что, наклонившись дли удара, они не теря­ют времени даром. Бесконечно долгое вождение кием, слов­но пилой, назад и вперед подрывает уверенность в себе и утомляет ваших соперников и болельщиков.

Одни игроки выполняют ударно-маховое движение точно так же, как и заключительные разминочные маховые движения. Другие при последнем разминочном движении совершают медленный контролируемый замах. Чемпион по карамболю Бад Харрис полагает, что завершающий замах подобен натяжению тетивы лука. В любом случае не фор­сируйте последний замах и не делайте слишком большую паузу, отведя руку назад. Это распространенная ошибка.

Хорошему удару трудно научить, потому что он отча­сти основан на интуиции и лишь отчасти на знании. Если вы чувствуете, что вашим ударам чего-то не хватает, присмот­ритесь к игре опытного мастера и постарайтесь скопировать его манеру. Впрочем, будет лучше, если он сам преподаст вам урок. Тем временем ознакомьтесь с нижеследующим перечнем рекомендаций, в котором отражены как мои соб­ственные убеждения, так и проверенная временем мудрость мастеров прошлых лет:

  1. Примите решение до того, как наклониться над столом.
  2. При тихих ударах располагайте кистевой упор ближе к битку, а при сильных — дальше.
  3. При тихих ударах держите кий ближе к передней части рукоятки, а при сильных — к задней.
  4. «Поднесите наклейку почти вплотную к битку, непосред­ственно к той точке, в которую вы намерены нанести удар».
  5. Убедитесь в том, что ваш кистевой упор хорошо «подо­гнан».
  6. Всегда держите кий как можно более горизонтально, даже при выполнении оттяжки. Исключение составляют лишь массе или перескок.
  7. Произведите несколько разминочных движений, чтобы подобрать необходимое ускорение и скорректировать прицел.
  8. Старайтесь выполнять разминочные движения спокойно, легко, плавно, прямолинейно, грациозно, равномерно, раз­меренно, уверенно и солидно, а не второпях, сгорбившись, «лениво и неуклюже».
  9. He напрягайте запястье.
  10. Произведите по крайней мере три разминочных движе­ния, но не больше шести или восьми, за исключением особо изощренных и сложных ударов. «Не затягивайте подготовку к удару».
  11. При выполнении большинства разминочных движений, и в особенности заключительных, не подносите наклейку близко к битку.
  12. He торопитесь при заключительном замахе, а отведя руку назад, не затягивайте паузу.
  13. В последний момент смотрите либо на биток, либо на прицельный шар. По существу, если вы «поймали цель» и «накатали колею», можно наносить удар с закрытыми глазами, при этом мало что изменится.
  14. При выполнении сильного удара посылайте кий вперед быстрее, чем во время разминочных маховых движений.
  15. При ударе по битку подключайте кисть.
  16. Наносите удар «сквозь» биток без ощущения какой-либо задержки, даже при выполнении оттяжки.
  17. Сопровождение битка вперед должно быть, по крайней мере таким же, как при выполнении оттяжки.
  18. Старайтесь сохранить прямолинейное направление со­провождения, не пытаясь «рулить» битком, уводя наклей­ку в ту или иную сторону.
  19. При ударе по битку сохраняйте неподвижность локтя, головы и плеча. «Ударно-маховое движение совершает кисть и часть руки от локтя до запястья... Тем, кто бро­сается всем телом вслед за битком, лучше прекратить играть вовсе, потому что они лишены чувства мягкости удара и устойчивости тела, без чего успех невозможен».
  20. Сохраняйте кистевой упор вплоть до полного заверше­ния сопровождения битка.
  21. Не выпускайте кий до полного завершения сопровожде­ния битка.
  22. С битком не следует «нянчиться». «Хороший удар нуж­но выполнять в нарастающем темпе крещендо, то есть ускоряя биток в процессе сопровождения... Нереши­тельность приводит к провалу удара».
  23. Поскольку, как отметил двести лет назад шотландский поэт Берне, Господь не даровал нам способность наблю­дать себя со стороны («сие нам не дано», примерно так он выразился, если мне не изменяет память), пусть ваш друг с этой книгой в руках критически оценит вашу стойку, хватку и ударно-маховое движение.
  24. После промаха отойдите от стола, сохраняя спокойствие и достоинство. Удвойте свою решимость и ждите следу­ющего шанса, не предаваясь болезненным переживани­ям о неудачном ударе. «Никто не любит самоуверенных ослов» (Солженицын), но никто не любит и нытиков.
  25. Если вы проиграли, не расстраивайтесь. Это всего лишь игра. Игра, которая волнует не меньше, чем прыжки с парашютом, но дешевле и не столь требовательна. Не объясняйте победителю, как отвратительно вы играли. Вместо этого поздравьте его с прекрасной победой, ведь он обыграл сильного соперника.
  26. Игрок, не умеющий проигрывать достойно, представляет собой постыдное зрелище, поэтому стремитесь не столько к победе, сколько к повышению своего мастерства.
  27. Не руководствуйтесь высказыванием Уилла Джонсона из Пикок-Гэп, штат Калифорния: «Покажите мне того, кто честно играет, и я покажу вам того, кого я обыграю».
  28. Столкнувшись с истеричным и возможно психически неуравновешенным побежденным соперником, напомни­те ему слова английского физика сэра Эстли Купера: «Если мы возьмем за правило играть в бильярд каждый вечер часок-другой, то будем спать гораздо крепче».