Правила трехбортного карамболя

В трехбортный карамболь играют на безлузных биль­ярдных столах двумя белыми шарами и одним красным. Одному из игроков в качестве битка достается один из белых шаров, помеченный точкой и называемый «черным», а сопернику — другой, не меченый. На протяжении всей партии каждый играет своим битком.

Чтобы заработать очко, нужно нанести удар таким образом, чтобы биток коснулся в любом порядке трех или более бортов и одного из прицельных шаров, а затем второ­го. Другими словами, биток должен коснуться двух прицель­ных шаров. Однако перед тем, как коснуться второго, он должен коснуться трех или более бортов. При этом не обя­зательно касаться трех различных бортов.

Побеждает тот, кто первым наберет заранее оговорен­ное число очков. Товарищеские встречи играются обычно до двадцати пяти очков, официальные — до тридцати пяти, сорока, пятидесяти или шестидесяти.

Принятые в мире международные правила несколько отличаются от американских. Согласно международным правилам, если биток соприкасается с прицельным шаром, то играющий имеет право либо выставить эти два шара, либо играть в сторону от соприкасающегося шара. Если выбран первый вариант, то биток играющего выставляют на пере­днюю отметку, биток соперника — на центральную отметку, а красный шар — на заднюю отметку. Если соответствую­щая отметка занята третьим шаром (с которым биток не находился в соприкосновении), то соответствующий шар выставляют на отметку, предназначенную для мешающего шара. Согласно старым американским правилам, играющий имел право расставить шары заново и произвести началь­ный удар.

Согласно новым правилам преднамеренные отыгры­ши запрещены. Любой удар должен иметь хотя бы какие-то шансы на успех. При этом очки с текущего счета играюще­го не вычитаются. Старые американские правила, которых кое-где еще придерживаются, допускают один преднамерен­ный отыгрыш, после которого игрок должен сделать попыт­ку произвести результативный удар. В противном случае вычитается очко. Очки вычитаются также за такие наруше­ния, как недоведение шара до борта, случайное прикоснове­ние к шару или выскакивание битка за борт. Согласно меж­дународным правилам после нарушения серия играющего заканчивается, и он ничего не теряет, кроме своего лица. Старые правила допускали выскакивание одного или двух прицельных шаров за борт. А если соответствующий удар был результативным, то после выставления шаров играю­щий продолжал свою серию. Теперь серия заканчивается при выскакивании за борт любого шара.

Прежде чем вступить в борьбу за солидный куш, уточ­ните, каких правил придерживаются в данном бильярдном клубе.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Бегущий винт — боковое вращение, которое увели­чивает скорость битка после отражения от борта. Бегущий винт расширяет угол отражения. Его называют также «есте­ственный винт». Бегущий винт со­четают, как правило, с верхней подкруткой.

Бриллианты — маленькие отметки или диски, вкрап­ленные в верхнюю сторону деревянного борта, которые ис­пользуют для расчета ударов. Примерно с 1910 года им не придают форму бриллиантов, однако название сохранилось. Термин «бриллиант» означает также и расстояние между соседними бриллиантами. На стандартном карамбольном столе шириной 5 футов (152 см) один бриллиант равен 14 дюймам (35,5 мм).

Второй прицельный шар — шар, которого биток касается вторым.

«Динамический наигрыш» — удар, при котором все три шара преднамеренно приводятся в движение.

«Длинный» раскат, «короткий» раскат. — Если траектория битка, катящегося вдоль диагонали стола, искрив­ляется в сторону короткого борта, не касаясь длинного, то говорят, что раскат «длинный». Если же шар уходит в сто­рону длинного борта, то говорят, что раскат «короткий» Если игровая поверхность горизонтальная, шары сферической формы, а ворс ориентирован правильно, то «длинный» раскат должен наблюдаться в передней части стола, а «короткий» — в задней. Для трех-бортного карамболя высококачественное быстрое сукно — предмет первой необходимости.

Естественный винт — боковое вращение, приоб­ретенное битком, пущенным под углом к борту.

Естественный карамболь — карамболь, который можно выполнить за счет естественного (бегущего) винта, не прибегая к искривлению траектории движения битка. При этом каждый последующий борт, от которого отражается биток, примыкает к предыдущему В более широком смыс­ле — любой простой, очевидный и прямолинейный карам-больный удар.

Кадре — разновидность прямого карамболя, услож­ненного прямоугольными зонами, в пределах которых мож­но набрать не более оговоренного числа очков. Некогда очень популярная в Соединенных Штатах, в настоящее время со­хранилась лишь в Европе и Японии.

Первый прицельный шар — шар, которого биток касается первым. Этот шар может быть либо красным, либо белым.

Передний борт — короткий борт в передней части стола, где устанавливают биток в начале игры. В центре переднего борта устанавливают обычно табличку с указани­ем фирмы-производителя.