Правила трехбортного карамболяВ трехбортный карамболь играют на безлузных бильярдных столах двумя белыми шарами и одним красным. Одному из игроков в качестве битка достается один из белых шаров, помеченный точкой и называемый «черным», а сопернику — другой, не меченый. На протяжении всей партии каждый играет своим битком.
Чтобы заработать очко, нужно нанести удар таким образом, чтобы биток коснулся в любом порядке трех или более бортов и одного из прицельных шаров, а затем второго. Другими словами, биток должен коснуться двух прицельных шаров. Однако перед тем, как коснуться второго, он должен коснуться трех или более бортов. При этом не обязательно касаться трех различных бортов. Побеждает тот, кто первым наберет заранее оговоренное число очков. Товарищеские встречи играются обычно до двадцати пяти очков, официальные — до тридцати пяти, сорока, пятидесяти или шестидесяти. Принятые в мире международные правила несколько отличаются от американских. Согласно международным правилам, если биток соприкасается с прицельным шаром, то играющий имеет право либо выставить эти два шара, либо играть в сторону от соприкасающегося шара. Если выбран первый вариант, то биток играющего выставляют на переднюю отметку, биток соперника — на центральную отметку, а красный шар — на заднюю отметку. Если соответствующая отметка занята третьим шаром (с которым биток не находился в соприкосновении), то соответствующий шар выставляют на отметку, предназначенную для мешающего шара. Согласно старым американским правилам, играющий имел право расставить шары заново и произвести начальный удар. Согласно новым правилам преднамеренные отыгрыши запрещены. Любой удар должен иметь хотя бы какие-то шансы на успех. При этом очки с текущего счета играющего не вычитаются. Старые американские правила, которых кое-где еще придерживаются, допускают один преднамеренный отыгрыш, после которого игрок должен сделать попытку произвести результативный удар. В противном случае вычитается очко. Очки вычитаются также за такие нарушения, как недоведение шара до борта, случайное прикосновение к шару или выскакивание битка за борт. Согласно международным правилам после нарушения серия играющего заканчивается, и он ничего не теряет, кроме своего лица. Старые правила допускали выскакивание одного или двух прицельных шаров за борт. А если соответствующий удар был результативным, то после выставления шаров играющий продолжал свою серию. Теперь серия заканчивается при выскакивании за борт любого шара. Прежде чем вступить в борьбу за солидный куш, уточните, каких правил придерживаются в данном бильярдном клубе. ТЕРМИНОЛОГИЯ Бегущий винт — боковое вращение, которое увеличивает скорость битка после отражения от борта. Бегущий винт расширяет угол отражения. Его называют также «естественный винт». Бегущий винт сочетают, как правило, с верхней подкруткой. Бриллианты — маленькие отметки или диски, вкрапленные в верхнюю сторону деревянного борта, которые используют для расчета ударов. Примерно с 1910 года им не придают форму бриллиантов, однако название сохранилось. Термин «бриллиант» означает также и расстояние между соседними бриллиантами. На стандартном карамбольном столе шириной 5 футов (152 см) один бриллиант равен 14 дюймам (35,5 мм). Второй прицельный шар — шар, которого биток касается вторым. «Динамический наигрыш» — удар, при котором все три шара преднамеренно приводятся в движение. «Длинный» раскат, «короткий» раскат. — Если траектория битка, катящегося вдоль диагонали стола, искривляется в сторону короткого борта, не касаясь длинного, то говорят, что раскат «длинный». Если же шар уходит в сторону длинного борта, то говорят, что раскат «короткий» Если игровая поверхность горизонтальная, шары сферической формы, а ворс ориентирован правильно, то «длинный» раскат должен наблюдаться в передней части стола, а «короткий» — в задней. Для трех-бортного карамболя высококачественное быстрое сукно — предмет первой необходимости. Естественный винт — боковое вращение, приобретенное битком, пущенным под углом к борту. Естественный карамболь — карамболь, который можно выполнить за счет естественного (бегущего) винта, не прибегая к искривлению траектории движения битка. При этом каждый последующий борт, от которого отражается биток, примыкает к предыдущему В более широком смысле — любой простой, очевидный и прямолинейный карам-больный удар. Кадре — разновидность прямого карамболя, усложненного прямоугольными зонами, в пределах которых можно набрать не более оговоренного числа очков. Некогда очень популярная в Соединенных Штатах, в настоящее время сохранилась лишь в Европе и Японии. Первый прицельный шар — шар, которого биток касается первым. Этот шар может быть либо красным, либо белым. Передний борт — короткий борт в передней части стола, где устанавливают биток в начале игры. В центре переднего борта устанавливают обычно табличку с указанием фирмы-производителя. |